Абай Кунанбаев творчество

Стихи, поэмы, биография Абая Кунанбаева

Слово Одиннадцатое

Чем промышляет, как живет народ? Есть два средства. Одно из них —
воровство. Вор надеется разжиться краденым, бай думает умножить свои
стада, вернув похищенное с лихвой, власть имущий, обещая баю сыскать и
возвратить пропажу, а вору — избежать правосудия, обирает обоих.

Обыватель плутует, донося на вора властям, в то же время оказывая ему
мелкие услуги и скупая у него ворованное по дешевке. И другое —
мошенники надоумливают людей на хитрости, о которых они и не
помышляют, подстрекают: сделай так, и станешь знатным, сделай эдак —
добудешь несметные богатства, обретешь славу неуязвимого, устрашишь
недругов. Разжигая нездоровые страсти, натравливая людей друг на друга,
надеется сгодиться кому-нибудь из них, на том и греет руки.
Так и живут: вельможный — помогая баю и пособляя вору, бедняк —
подыгрывая власть имущим, поддерживая их в спорах, примыкая то к одной,
то к другой партии, за здорово живешь поступаясь собственной честью,
продавая жену, детей, сородичей.
Не будь вора и мошенника, задумался бы народ. Он бы и рад трудиться
честно, тянуться к добру и знаниям, когда бы бай довольствовался тем, что
имеет, а бедняк, не теряя надежды и веры, добивался бы того, чего ему не
хватает.
Простой люд невольно посредничает в грязных делах. Кому под силу
искоренить сие зло? Неужели канут в забвение понятия чести и клятвы,
верности и совести?
Нашлась бы сила, способная укротить вора, но кто и каким путем
образумит бая, из алчности потакающего лукавым наущениям мошенника?

Абай Кунанбаев

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники